Ханука, ой Ханука, или Нес-ве-Халом (Чудо и Мечта)…
(взгляд изнутри, от лица скромной певицы и начинающей ударницы-бубнистки)
Итак, с 12 по 20 декабря 2017 года, когда весь еврейский мир отмечал Хануку – праздник Света и Чуда, – ансамбль «Халом» под руководством Мирона Чёрного трудился не покладая рук, а также прочих инструментов…Мы отыграли серию из целых 6 ханукальных концертов!
Первым нашим мероприятием был канун Хануки в синагоге в Отрадном. На празднике в общине «Даркей Шалом» ощущалась совершенно особая, приподнято-торжественная, строгая и в то же время радостная атмосфера. Мы наблюдали, как зажигают первую ханукальную свечу – на меня это действо произвело очень яркое, волшебное впечатление! Мне также пришлись по душе мудрые и непринуждённые речи рава Довида, вселяющие в сердца людей тепло и надежду. В общем, вся обстановка в Отрадном была очень позитивной, поэтому наш инструментальный концерт прошёл как по маслу (ханукальному!), на единой волне вдохновения.
Главными героями этого вечера, были, несомненно, солирующие музыканты – Николай на аккордеоне, а также Роберт и его кларнет и, конечно же, Владимир Ильич – главная скрипка «Халома»! Все они – профессионалы высочайшего класса, подлинные мастера своего дела – и при этом у них совершенно разные темпераменты, если можно так сказать, разные музыкальные характеры, у каждого из них своя неповторимая манера игры. Поэтому не может не восхищать то, как слаженно и гармонично звучат они вместе на концертах! Это следствие таланта каждого из музыкантов и результат огромного труда, вложенного в репетиционный процесс.
Нас приятно удивила реакция зрителей, пожалуй, еще более теплая, чем ожидалось: они пели под нашу музыку во время праздника, а потом подходили пообщаться с музыкантами, говорили самые трогательные комплименты… В общем, публика в общине показалась мне чрезвычайно душевной! «Большое чудо происходит здесь» – вот именно так, не побоюсь этой формулировки, я чувствовала неповторимую атмосферу, которая объединяла в эти дни музыкантов и зрителей. Я ощущала себя причастной к чему-то значительному и прекрасному. Это особое, настоящее, ни с чем не сравнимое удовольствие – быть частью музыки, частью общего праздника, частью масштабного и значительного действа… «Вот оно, настоящее единение», – подумала я в тот момент. Это то, когда люди, охваченные общим вдохновением, понимают друг друга без слов… Как будто в нас было разлито – одно на всех – золотистое масло нашей музыки!
Я уверена, что каждый из нас пропустил это чудо через себя. Что каждый что-то для себя открыл в эти дни, важное и доброе. Благодаря Хануке и музыке.
Пожалуй, самым удивительным событием ханукальных дней для меня стал концерт 13 декабря в благотворительной организации «Хама». Было необычайно приятно видеть, как радуются нашей музыке бабушки и дедушки, как они пускаются в пляс, как молодеют на глазах, как на их лицах зажигаются, будто ханукальные свечки, задорные огоньки. Это совершенно особая публика. Очень благодарная и отзывчивая, но по-своему взыскательная. Это люди, перешагнувшие 80-летний и даже 90-летний рубеж, они пережили многое, прошли много тяжелых испытаний, получили опыт, сформировавший их систему ценностей… Как же они восприимчивы к прекрасному! Как они нуждаются в чистой радости, которую несет еврейская музыка – в этом эликсире, ханукальном «чистом масле»! Поэтому к такой публике можно выходить только с настроем на полную отдачу, и каждый из нас это понимал. Для этих зрителей очень важны искренние, яркие эмоции, мощная энергетика. И концерт получился действительно ярким и зажигательным во всех смыслах этого слова. Во многом это получилось благодаря разнообразной и интересно составленной руководителем программе: например, хочется упомянуть тот факт, что на концерте зрители могли слышать голоса шести разных вокалистов –
действительно очень разных, с абсолютно непохожими друг на друга тембрами и манерой исполнения. В самом начале концерта, перед основной частью, зрителей разогревали замечательный эстрадный тенор Люсьен и певица Ксения, аккомпанирующая себе на фортепиано, – они исполняли современные израильские песни. Очень большой вклад в «разжигание» публики внесла Маргарита, исполняющая еврейские песни в народной манере. Она поразила меня своим умением работать с залом – именно ей в первую очередь удавалось вдохновить людей на танцы! Ну и, конечно же, главную часть концерта вытянули на себе две самые опытные певицы ансамбля – Елена и Евгения. Оперный голос Елены и её вокальное мастерство – это отдельная тема для восхищений… Как трогательно, сильно, пронзительно исполняет она лирические песни, такие, например, как «Еврейские глаза»! Её мощнейшие верхние ноты пробирают до дрожи, а её тембр – насыщенный, бархатный – не может оставить равнодушным никого в зале! В тот день, кроме уже упомянутых «Еврейских глаз», в исполнении этой прекрасной певицы звучали еще известная песня «Варничкес» («Варенички»). Евгения же со своей эстрадной вокальной манерой прекрасно дополняла академическое пение Елены. Она великолепно, необычайно артистично исполнила трогательную песню на русском языке из репертуара Аллы Иошпе «Дорогие мои аиды», что послужило приветственным обращением к зрителям, а также зажигательный хит «7.40». Были представлены и совместные вокальные номера: Елена дуэтом с Евгенией, трио (со мной), квартет (со мной и Маргаритой).
Нам аккомпанировали: Николай – на аккордеоне, Сергей – на кларнете, Владимир Ильич – на скрипке, Энди – на барабане.
На нашем концерте звучали все основные традиционные ханукальные песни: «Ой, Ханука», «Маоз Цур», детские песни «Севивон, сов-сов-сов» и «Ханука, хаг яфе коль ках». Эти песни трогают моё сердце как ничто другое, потому что они очень добрые, как и сам праздник. Пусть их слова просты, но сколько в них тепла и искренности! От них веет домашним уютом, золотым детством…
Было очень приятно, что нам удалось передать зрителям состояние праздничной эйфории, судя по аплодисментам в зале и количеству танцующих! Конечно же, для меня это мероприятие было волнительным, ведь это был мой первый выход в качестве вокалистки. Запомнился такой момент: когда мы вышли с приветственной песней «Эвейну Шалом Алейхем» («Мы принесли вам мир»), живая и одобрительная реакция подпевающей публики помогла мне быстро справиться с предательски накрывающим волнением и переключиться на позитивный лад, на получение удовольствия от выступления.
Пожалуй, кульминационным для меня моментом мероприятия было исполнение песни «Ой, Ханука» на идише. Ведь это одна из моих самых любимых песен, и я давно мечтала выступить с ней! И мне удалось словить настоящий кайф от выступления на публике, от отдачи зрителей, от адреналина и, самое главное, от осознания того, что я пою для людей свою любимую музыку, что мне выпала огромная удача представить на суд зрителей мою интерпретацию одной из самых прекрасных еврейских песен. Я поняла, на какие именно ощущения и эмоции «подсаживаются» артисты, которые не могут жить без сцены!
А какие интересные, веские комплименты делают пожилые люди! Чувствуется, что это не пустые слова, что за ними стоят искренние и честные суждения, вынесенные на основе их богатого опыта.
Для меня в эти дни состоялось совершенно особое чудо, можно сказать, важная ступень к воплощению моей мечты – мне представилась возможность выступать в составе ансамбля еврейской музыки! Я пела и играла с ансамблем «Халом» – пожалуй, это один из самых радостных подарков (а, может быть, даже самый-самый), которые я получала от жизни! И я за это чудо безмерно благодарна Мирону (ну и, конечно же, его удивительному коллективу)… Ведь
я очень сильно хочу петь еврейскую музыку, я ей живу и дышу. И на данном этапе выступление с таким высокопрофессиональным коллективом, как «Халом», является для меня очень большой удачей и значимым событием, важной ступенью в личном развитии. Так что для меня «Халом» – это поистине Мечта, воплотившаяся на земле! И у меня просто не хватает никаких слов, чтобы выразить благодарность человеку, подарившему мне эту Мечту, – руководителю ансамбля «Халом» Мирону Чёрному. Таким образом, для меня эта Ханука стала уроком особой, глубокой и радостной, благодарности, согревающей мое сердце… Вот такую новую эмоциональную краску я открыла тогда в своей душе, такой оттенок ханукального света!
В первый день Хануки был ещё один сказочный сюжет, заслуживающий отдельного внимания. 13 декабря, отыграв первый концерт в «Хаме», мы отправились в «Московский Мюзик-Холл» принимать участие в традиционном ханукальном концерте, который ежегодно организуют Алла Иошпе и Стахан Рахимов, народные артисты России. Мы должны были играть для собирающейся на концерт публики в течение часа до начала основной программы – то есть на нас была возложена почетная миссия создания атмосферы предвкушения грандиозного шоу!
Надо сказать, что зрителей было действительно очень много даже за час до начала праздника! И это, по-моему, очень важный положительный момент для ансамбля «Халом», поскольку нам была предоставлена ценнейшая возможность вынести своё творчество на столь широкую публику, являющуюся, тем не менее, нашей целевой аудиторией – ведь евреи Москвы шли в этот день в первую очередь именно за родной музыкой! Так или иначе зрителям был важен национальный колорит – и у них была возможность его ощутить в полной мере.
Из-за особого формата нашего выступления – я имею в виду тот факт, что все происходило в холле, следовательно, зрители не сидели, а свободно перемещались в пространстве – у меня сложилось ощущение какой-то особой воздушности, полётности всего происходящего и особого «взаимопроникновения» со зрителями, как будто границ между ними и музыкантами не было вовсе.
Что же мы играли для разогрева и увеселения нашей почтенной публики? Конечно же, в нашем репертуаре того вечера был представлен полный ассортимент всенародно любимых хитов: «Хава Нагила» (куда же без главной песни!), «Тумбалалайке», «7.40», «Эвейну Шалом Алейхем» (что переводится как «Мы принесли вам мир!»). Конечно же, не обошлось и без ханукальных традиционных песен (все те же известные вам «Ой, Ханука» и «Маоз Цур»). Также звучали такие песни, как «Осе Шалом» («Творящий мир»), «Ам Исраэль Хай» («Жив еще Израиль») и другие известные еврейские народные песни – только в инструментальном варианте, в исполнении кларнета, скрипки, аккордеона, флейты, барабана, двух бубнов и тамбурина. В моей памяти запечатлелся такой кадр: когда мы играли «Осе Шалом», одна дама, стоявшая возле самой сцены, запела, и ее лицо светилось неподдельным счастьем. А следующий припев подхватили уже несколько зрителей: « Я-асе шалом, я-асе шалом, шалом алейну ве аль коль Исраэль…» Столько ясной, искренней радости было в этом «Я-асе»…
Творящий мир в небесах – дай мир всем этим зрителям, которые смотрят на нас с открытыми сердцами, дай им счастья! Ради таких моментов действительно хочется жить.
А ещё, конечно же, в нашем репертуаре в тот вечер были многие «фирменные» фрейлехсы ансамбля. Клейзмерская инструментальная музыка в исполнении ансамбля «Халом» – это то, о чём можно говорить бесконечно (чего стоит хотя бы только «Фрейлехс №1» – ясный, парадный, жизнерадостный, без которого не обходится ни одна программа)… Я не устаю подчеркивать глубину и разнообразие репертуара ансамбля «Халом». Богатый и интересный, этот репертуар отличается той особенной, трудно формулируемой словами глубиной, которая является неизменным признаком качественной, «хорошо сделанной» (как, возможно, сказали бы критики) музыкальной программы. Заслуживает отдельного восхищения и сама структура программы,
логичная, продуманная, целостная и яркая, – и это, опять же, несомненная заслуга руководителя ансамбля. Сейчас, увидев изнутри всю «кухню» подготовки к концертам, поучаствовав в трудоёмких репетициях, я еще больше восхищаюсь тем, сколько труда и души вложено в программу руководителем и музыкантами.
День 18 декабря для меня ознаменовался погружением именно в инструментальную клейзмерскую музыку. Мы выступали днём в синагоге на Китай-городе (небольшим, но боевым составом: Владимир Ильич на скрипке, Роберт на кларнете, Вячеслав на аккордеоне, ну и ваша покорная слуга на бубне) , а женщинам, как известно, петь в подобных заведениях запрещается. Вот тогда-то и прочувствовала я всей душой неповторимую прелесть клейзмера!
Наверное, многим меломанам знакома такая закономерность: когда воспринимаешь определенный репертуар впервые, то сразу обращают на себя внимание одни произведения, а со временем начинают раскрываться в твоем восприятии другие. Если говорить о палитре фрейлехсов «Халома», то сначала сильнее всего для меня выделялись «Фрейлехс номер один», «Кантор-кларнет» и «Арцаалину» – очень яркие, искрометные, как праздничное шампанское. К таким же «блескучим» мелодиям можно отнести, например, и «Скочно», и «Быстрый хасидский танец», и, возможно, «Лихтбенцн» – это те произведения клейзмерской музыки, которые задают тон всему празднику, создают атмосферу радости, легкости, волшебства. О фрейлехсах можно говорить бесконечно… Они так же важны для создания полноценной праздничной обстановки, как разнообразные блюда и вина на столе. Само слово «фрейлехс» означает на языке идиш «веселая музыка», так что это и есть универсальный еврейский праздничный эликсир радости! Но кроме мелодий, выражающих такую безудержную, сверкающую радость, есть еще другой «сорт» фрейлехсов, особую прелесть которых я «раскусила» буквально недавно, играя в трапезной синагоги на Китай-городе. Утонченный и в то же время огненный «Молдавский фрейлехс», а еще интеллигентный, необычайно интересно построенный «Фрейлехс Носсена» – вот какие произведения захватили моё внимание в тот день. Особая сила воздействия на аудиторию этой музыки заключается в ее глубине, в некой контрастности. Ритмические переключения, переклички, чередования быстрых и медленных частей – это дает ощущение живого нерва, разворачивания некого лирического сюжета в реальном времени. Радость чуда, которая не просто «свалилась с потолка», а восторжествовала после долгой и упорной борьбы, надежд, сомнений… Именно это чувственное напряжение, выраженное в особом ритмическом рисунке, является одной из главных «изюминок» еврейской музыки, как мне кажется. Надо сказать, что играть эти композиции было очень интересно (пусть моя роль и была очень скромной, но я получила большое удовольствие, была полностью вовлечена в процесс). «Молдавский фрейлехс» давался непросто из-за контрастного ритма: после длинных нот нужно быстро переключиться на череду совсем коротких, и меня разбирал азарт выполнить эту сверхзадачу – подчеркнуть каждую нотку в кульминационной теме. «Фрейлехс Носсена», наоборот, для ударных оказался очень удобен: я поймала настоящий кайф, вторя ритмичной партии аккордеона. А для солирующих инструментов эта вещь, наоборот, является хорошей возможностью показать виртуозную технику!
А еще в тот день (18 декабря, 6-й день Хануки) меня ждал замечательный вечерний сюрприз – поездка в Люберецкую Еврейскую Общину, куда нас также пригласили с концертом. Из всех наших ханукальных мероприятий это отличалось самой непринужденной и домашней атмосферой. Это была поистине Ханука самеах (весёлая)! И это, несомненно, отразилось на нашей игре: в ней было особенно много спонтанности и огонька. Пожалуй, особенной импровизационностью и живостью отличался в тот вечер кларнет, но скрипка и аккордеон тоже не отставали, и вместе это трио солистов, приправленное аккомпанементом ударных, творило ханукальные чудеса, зажигая публику. В тот вечер играть было по-настоящему весело из-за этой
раскованности и импровизации. Еще один приятный момент заключался в том, что гостеприимные хозяева нас очень вкусно накормили, чему все музыканты были безусловно рады (после такого-то продуктивного трудового дня)!
В эти дни я поняла, что Хануку можно считать в каком-то смысле особым праздником для людей искусства, что главная суть Праздника Чуда и Огней должна быть очень близка любому музыканту... Что происходит на Хануку? Зажигают свечи, пламя которых символизирует чудо и свет надежды, веры и радости в наших душах. А ведь мы часто говорим о музыке с помощью метафоры огня, используя слова «зажигать», «жечь», «зажигательный»… Мы употребляем такие выражения автоматически, порой даже не осознавая глубинного и реального смысла этого образа. А в Хануку эта стертая метафора опять ожила, ведь мы действительно зажигали во всех смыслах этого слова! Когда зазвучали первые ноты песни «Ой, Ханука», в моей душе ожила радость, заиграли искры, моментально испарилась сиюминутная грусть, вернулся «боевой» настрой. Не это ли то самое «масло» вдохновения, на котором живут и функционируют все творческие люди? За одну секунду музыка способна развеселить и вдохновить человека, если она попадает с ним в резонанс, если она звучит в нужный момент. И та радость, тот азарт, что музыка пробуждает в человеке, ощущается физически, разливается в каждой клеточке тела – это и есть самая настоящая химическая реакция горения! Вот что я поняла, смотря на ханукальные свечи… А заветный уцелевший кувшинчик с чистым маслом – не тот ли неприкосновенный запас радости, веры, доброты и душевных сил, который в нас есть всегда, стоит только найти его и оживить? Это большая созидательная сила в душе человека, которая в любой момент может быть разбужена искусством! Вне всякого сомнения, музыка по своей природе содержит в себе всю суть ханукальных чудес – ведь она действует на душу человека очищающе и оживляюще – и поэтому музыкальная программа, по моему мнению, является очень важной частью этого праздника. И благодарные растроганные лица зрителей, их теплые слова – это ведь тоже маленькие (а может, не такие уж и маленькие) ханукальные чудеса. Стоя на сцене, я ощущала в полной мере: ноты еврейской музыки – это искры, зажигающие в наших сердцах желание жить и творить. Клейзмерский ансамбль на ханукальном мероприятии – это служебная свеча «шамаш», от пламени которой зажигаются все остальные – зрители в зале!
Ханука – это праздник победы добра над злом, созидательных сил над разрушительными, это торжество стойкости и силы духа, это праздник, напоминающий нам о главном – о выборе нашего сердца в пользу добра, света и радости, о чудесных и добрых основаниях мироздания, о всесильности и великой милости Бога и Вселенной… Это праздник Чуда, причем осознающегося как реальное, а не фантастическое! И он напоминает нам о возможности чудес в нашей жизни. Я думаю, что этот праздник занимает особое место в жизни любого еврея. Ведь у каждого есть своя мечта, а значит, каждый человек нуждается в чуде и в поддержке мироздания на пути к этому чуду. Все мы мечтаем о преодолении преград, об исцелении душевных ран, о победе над трудностями, горестями – всем тем наболевшим, что мешает жить, творить и радоваться… Мне хочется вспомнить одну мысль, высказанную раввином в Отрадном: еврейские праздники рассказывают нам не только о событиях прошлого, они содержат в себе зерна мудрости, актуальной в наши дни. И это в полной мере относится Ханукальному Чуду – оно общее для всех и в то же время индивидуальное для каждого…
И еще мне во время праздника пришла в голову такая мысль: память о том великом чуде, которое «было там», есть и в повседневных «обыкновенных чудесах» – таких, например, как благодарные и счастливые лица зрителей. Таких, как теплые слова, которые мы говорим близким людям, и поступки, которые мы для них совершаем, как наша помощь друг другу и взаимная поддержка!
Декабрь 2017. Написала Екатерина Дымонт.